|  
 Мы хорошо помним, что все настойчивые попытки Сальери "музыкуразъять, 
 как труп", и "поверить алгеброй гармонию" [1] оказались бесплодными. 
 Произведение искусства не поддается скальпелю анатома.Рассеченноена 
 части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань.Длятогочтобы 
 понять,"чтовнутри",каквыражаютсядети,нетникакойнеобходимости 
 нарушатьцельностьхудожественногопроизведения.Надотолько поглубже 
 вглядеться в него, не давая воли рукам. 
 Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернееуловитевыисмысл,и 
 поэтическую прелесть стихов. 
 С детства я знал наизусть стихотворение Лермонтова "Выхожуодиняна 
 дорогу". Лет в двенадцать - тринадцать я бесконечное число раз повторял ею и 
 любил до слез. Но, перечитывая эти стихи теперь,настаростилет,якак 
 будто заново открываю их для себя, и от этого они становятся ещезагадочнее 
 и поэтичнее. Только сейчас я замечаю, как чудесно соответствуют ритму нашего 
 дыхания сосредоточенные, неторопливые строкистемиравномернымипаузами 
 внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно. 
 Выхожу один и на дорогу; 
 Сквозь туман кремнистый путь блестит; 
 Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, 
 И звезда с звездою говорит. 
 Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите 
 дыхание, будто наполняя легкие снежим и чистым вечерним воздухом. 
 Новедьобэтом-торовном,безмятежномдыханиии говорится в 
 предпоследней строфе: 
 ...Я б желал навеки так заснуть, 
 Чтоб в груди дремали жизни силы, 
 Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь... 
 В сущности, дышит не только одна эта строфа, но и все стихотворение.И 
 все оно поет. Как в песне, в этих стихах одна строфа подхватываетпоследние 
 слова другой, предыдущей строфы. 
 За стихом: 
 Жду ль чего? Жалею ли очем?... - 
 следует: 
 Уж не жду от жизни ничего я... 
 После строфы, кончающейся словами: 
 Я б хотел забыться и заснуть - 
 следуют слова: 
 Но не тем холодным сном могилы... 
 Эта неразрывнаяпесеннаявязькакбыподготавливаетчитателяили 
 слушателя к тем заключительным строчкам стихов,гдеужеивсамомделе 
 слышится пение: 
 ...Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, 
 Про любовь мне сладкий голос пел... 
 Так органично связаны воединопоэтическоесодержаниеистихотворная 
 форма. Размер, ритм, аллитерации, рифмы, цезура служат одноймузыкальнойи 
 смысловойтеме.Всеэто-какбы "косвенные улики", вещественные 
 доказательства, подтверждающие наличие подлинных мыслей и чувств упоэтаи 
 позволяющие отличить автора-свидетеля от автора-лжесвидетеля. 
 Стихотворение кончается словами: 
 Надо мной чтоб, вечно зеленея, 
 Темный дуб склонялся и шумел... 
 И долго после того,какзакроешькнигу,слышишьэтотшумветвей. 
 Последняя строчка лирических стихов-насамомделенепоследняя:она 
 оставляет за собой, как эхо, долгий гул - след отзвучавшей музыки. 
 Стихи, окоторыхидетздесьречь,научилименявюностилюбить 
 лирическую поэзию. На склоне летяотнюдьнесобиралсяинесобираюсь 
 подвергать их разбору. Я хотел только поблагодарить поэта. 
  
 |