Самуил Маршак - Гоголь, прочитанный впервые

 
 Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаем вту 
 пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для наспережитому 
 событию, когда мы умеем громко смеяться, замиратьотстраха,аподчаси 
 плакать над книгой,когдасвежееибыстроенашевоображениеопережает 
 мелькающие перед нами строчки. 
 "Сочинения Н. В. Гоголя"-однаизпервыхкниг,заставляющихнас 
 испытатьсамыеразнообразныечувстваиощущения.Сжадным интересом 
 перелистываем мы "Вечера на хуторе" и "Миргород" -итакотчетливовидим 
 перед собой синие очи и черные брови хуторских красавиц, о которых уГоголя 
 сказано, в сущности, так немного, видим длинные, опущенныедосамойземли 
 веки Вия, ясно представляем себе кузнеца, несущегосяпонебусредизвезд 
 верхом на черте, пьяного Каленика, блуждающего ночью по селу в поисках своей 
 хаты, толстого Пацюка, который ловит разинутым ртомокунувшиесявсметану 
 вареники. 
 Позже мы узнаем петербургские повести. Всю жизнь нам кажется, будтомы 
 и в самом деле виделинаИсаакиевскоммостуквартальногонадзирателяс 
 широкими бакенбардами, в треугольной шляпе, со шпагоюнабоку,ислышали 
 где-то в углу унылой канцелярии тихий голос низенького чиновника слысинкой 
 на лбу: 
 - Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? 
 Произнести эти скромные, бесцветные и почти беззвучные слова так, чтобы 
 их услышал и запомнил весь мир, мог только Гоголь. 
 Они сильнее самого патетического монолога. 
 Список "мертвых и беглыхдуш",купленныхЧичиковымуСобакевичаи 
 Плюшкина, на наших глазах превращается в целую поэму о техпростыхрусских 
 людях - удалых, сметливых и талантливых, которые, по милостисвоихгоспод, 
 вместо того чтобы приложить к делу умелые, сильные руки, переходили по этапу 
 из одной тюрьмы в другую, мысленно сравнивая их между собой: 
 - Нет, вот весьегонская тюрьма будет почище: там хоть ивбабки,так 
 есть место, да и общества больше!.. [1] 
 Гогольговоритоб этих людях горькой судьбы без слезливой 
 сентиментальности. Он уважает их и верит в силу и удальбогатырей,которые 
 орудовали своим послушным топором, взмостившись нашаткуюперекладинубог 
 весть на какой высоте. 
 Просмотрев длинный список человеческих душ, купивший их Чичиков "стянул 
 покрепче пряжкой свой полный живот, вспрыснул себя одеколоном, взялвруки 
 теплый картуз и бумаги под мышку и отправился в гражданскую палату совершать 
 купчую". 
 Разительный контраст между людьми, которые дружно берутся"затруди 
 пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь,песню",иэтимнесколько 
 располневшим, но не утратившимпроворстваидажеприятности"херсонским 
 помещиком" - в теплом картузе исбумагамиподмышкой-неподчеркнут 
 Гоголем, он возникаетсамсобойпоходурассказа,итемсильнееего 
 воздействие на воображение читателя, прикоснувшегося к этой поэме впервые. 
 В годы нашего детства у нас еще нет никакого житейского опыта, а мы уже 
 чувствуем, какправдивыиустойчивыобразыгоголевскихлюдей,картины 
 гоголевской природы. 
 Читая Гоголя, мы верим даже тому, что "редкая птица долетит до середины 
 Днепра", как с веселой дерзостью, в пылу вдохновения, утверждает автор. 
 Что ж, пусть это не тот Днепр,которыйможноизмеритьсаженямиили 
 метрами, но поэтическая страница, написанная молодым Гоголем с такойудалью 
 и размахом, заставляет нас навсегдаполюбить"величавуюширину"сказочно 
 неизмеримого Днепра. 
 Кому не случалось испытать в детстве наслаждение отбыстройезды,но 
 никогда при этом у нас так не захватывало дух, какпричтениигоголевской 
 "Тройки" - этикнемногочисленныхстрочек,которыедаютнамиощущение 
 бегущей подкопытаконейдороги,иобразнашейнеобъятнойродины,и 
 предчувствие ее ослепительного будущего. 
 В первые годынынешнегостолетия,-особенновреакционнуюпору, 
 последовавшую за девятьсот пятым годом, -людяммоегопоколенияпришлось 
 прочесть немало статей и книг, вкоторыхгоголевскаяфантастика,лишаясь 
 сатирической остроты, отрывалась от еекрепкойосновы,отживойрусской 
 действительности. 
 Помнюдажетакиелжеисследования,гдегоголевский"Нос" всерьез 
 трактовался в сопоставлении с носом, упоминаемым уГетеводнойизглав 
 "Вильгельма Мейстера", в сказке Гауфа "Карлик Нос" и еще какими-то носами. 
 Подлинная глубина иправдаГоголяподменяласьмнимойипризрачной 
 глубиной.Нарисованныеим фигуры, тесно связанные с реальностью, 
 превращались в туманные символы. 
 Но и в ту смутную пору многих из наспредохранялиотвлияниятакого 
 рода толкователей не толькостатьиБелинского,Чернышевского, 
 Салтыкова-Щедрина, но и наши первые впечатления, навсегда оставившие у нас в 
 душе причудливые, но вполне реальные образы. 
 Образы эти входили в нашу жизнь и росли вместе с нами. Нам дажекак-то 
 странно было представить себе литературу без Чичикова, Хлестакова, Ноздрева, 
 без старосветских помещиков и Тараса Бульбы. 
 Вместе с Пушкиным Гогольсоздалдлянастотчеткийобразневской 
 столицы, который слился с ней навсегда. 
 При всем различии почерков Пушкина и Гоголя, обаонисоздалипортрет 
 Петербурга, такой правдивый - и фантастический. 
 По тем же ночным петербургским улицам,покоторыммчался,преследуя 
 обезумевшегоЕвгения,"гигантнабронзовомконе",гонитсяза санями 
 значительноголица"бледный,какснег",призрак гоголевского Акакия 
 Акакиевича. 
 Читая и перечитываяГоголя,лишнийразубеждаешься,чтоподлинный 
 реализм требует и от автора,иотчитателясамогосмелогопоэтического 
 воображения, что молнии фантастики острее и явственнее озаряют 
 действительность, чем тусклое освещение писателей-натуралистов. 
 

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru