Самуил Маршак - О планах, книгах и авторах

 


 Доклад издательстваотематическомпланеобычнодаетписателями 
 редакторам очень ценную возможность подуматьипоговоритьоперспективах 
 развития литературы. А между тем на совещании в ЦК комсомола поплану1939 
 года Детиздат не представил ни итогов прошлой работы, нидокладаоплане. 
 План, розданный участникам совещания, состоял только из перечня названий или 
 тем книжек. 
 Чем руководствоваласьредакция,составляяэтотперечень?Очевидно, 
 наличиемтехилииныхрукописейвредакционномпортфелеинаметками 
 отдельных редакторов. Но ведь всего этого далеко не достаточно. 
 Почему, например, не использованы те замечательные темы ипредложения, 
 которые рассыпаны в статьях АлексеяМаксимовичаГорького,вегостатье, 
 которая так иназывается"Отемах",ивдругойстатье,озаглавленной 
 "Литературу - детям"? 
 В частности, Горький неоднократно говорил и писал, чтонамнеобходимо 
 дать ребятам представление о жизни и бытеразличныхнародовистран.Он 
 указывал на то, что когда-то до революции дети с интересом читали книжкиЕ. 
 Н. Водовозовой {1}, не отличавшиеся, правда,особойглубиной,новсеже 
 дававшие детям возможность хотя быповерхностноибеглопознакомитьсяс 
 жизнью голландцев, англичан, шведов, французов, сербов. 
 Книжки Е. Водовозовой не могут нам служить прямым образцом - намнужна 
 книга вполне советская, вполне современная,дапритом,пожалуй,иболее 
 талантливая, чем книги Е. Водовозовой. 
 Для того чтобы литературатакогородапоявилась,разумеется,нужно 
 затратить много труда. 
 У нас часто думают, что это дело простоеилегкое.Встраненемало 
 географов,этнографов,экономистов.Естьи писатели-очеркисты, много 
 ездившие и много видавшие. Достаточно заказать кому-нибудь из них книжку,и 
 дело в шляпе. 
 Но почему же все-таки в детской библиотеке до сихпоротсутствуютте 
 серии книжек, о которых говорил Горький? 
 Издательства их не заказывает? Нет, иной раз изаказывает.Авторыне 
 выполняют заказов? Нет, иной раз и выполняют. Но только книжки,выполненные 
 по этому заказу, редко оседают в детской библиотеке надолго. 
 В чем же тут дело? 
 Я думаю, вот в чем. 
 Наши издательства слишком полагаются на то, что книжку вывезет тема или 
 квалификация автора (профессор, академик, очеркист из толстого журнала ит. 
 д.). А между тем ни одна художественная работа не делается простоилегко, 
 как бы ни был талантлив и образован ее автор. 
 Всякая художественная работа каждый раз - новая и неизведаннаяработа. 
 Она требует от автора вложения нового капитала, анепроцентовсостарых 
 работ. Об этом часто забывают и авторы и редакторы. 
 Беда в том, что в течение несколькихлетиздательствосистематически 
 отказывалось от углубленной работы с авторами. 
 Яуверен,чтозначительнаячастьнеудачиздательстваобъясняется 
 недостатком планомерной, квалифицированной редакторской работы. 
 Но даже и в тех случаях, когдакнигунадопризнатьудачной,вней 
 зачастую можно обнаружить промахи и пробелы, в которыхповиненнестолько 
 автор, сколько редактор. 
 НедавноДетиздатвыпустилцелуюсерию книг, написанных нашими 
 героями-летчиками. Почти все эти книгихороши.Онипроникнутынастоящими 
 чувствами, настоящими мыслями, человеческим опытом {2}. 
 Но вот, например, в очень содержательной, талантливой, сердечнойкниге 
 летчика П. Головина мало продумана самая композиция книги, и тем не менеея 
 никак не решился быупрекнутьвэтомавтора-летчика.Во-первых,онне 
 профессиональный писатель и не обязан чувствовать себя за письменнымстолом 
 так же уверенно, как чувствует себя за рулем самолета.Аво-вторых,яне 
 сомневаюсь в том, что, если бы редакция поработала над его книгойнесколько 
 более тщательно, книга могла быть построена гораздо лучше. 
 Другой пример - книга Кайтанова "Мои прыжки". Книгаввысшейстепени 
 интересна. Она увлекает читателя и дает ему много знаний. 
 Тем более досадно видетьвнейпромахиинедочетыстилистического 
 характера. Нельзя было оставлять в книгетакиефразы:"Самолетистерично 
 заскакал" или "говорить начальствующим тоном" (вместо - начальственным).За 
 все эти небрежности отвечает, разумеется, не Кайтанов, а его редактор. 
 Вообще мы недооцениваем роли редактора в деле создания книги.Вплане 
 издательства я, кажется, никогда не встречал упоминания о том, какойименно 
 редактор будет вести ту или иную книгу. 
 Да что говорить об имени редактора, когда в плане1939годазачастую 
 нет указания даже на имя автора книги. И чаще всего этоотноситсяксамым 
 важным, самым ответственным книгам,например,ктаким,как"Рассказыо 
 Ленине". 
 Иной раз и название, упомянутое в плане, ничего не говорит дажесамому 
 пытливомувоображению.Ктосможетобъяснить,чтозначит"Рассказыоб 
 остроумном применении техники".Ведьэтосовершеннонеобъятнаятема:и 
 паровоз придуман остроумно, и дизель изобретен небезостройсмекалки,и 
 электрический звонок вряд ли придуман каким-нибудьтупицей,даипростое 
 тележное колесо тоже потребовало некоторой находчивости и остроумия. 
 Очевидно, и составление плана требует известного остроумия, способности 
 отобрать наиболее ценное, четко формулировать задачи. 
 Это по плечу только талантливому и серьезному редактору. 
 Дажерубрикиплана,которыена первый взгляд кажутся вполне 
 благополучными, и те при более пристальномрассмотрениивнушаютнекоторую 
 тревогу. 
 Вот примеры. Один и тот же автор должен в этом годудатьребятамдве 
 книги: О Пушкине и о Ленине. Как бынибылдобросовестенисамоотвержен 
 автор, - я думаю, с такими огромными задачами емузаодингодсправиться 
 невозможно. 
 Другой литератор берется в этом году написатькнижкуоМаяковскоми 
 книжку... о неграх. Полагаю, что такаяразнообразнаятематикаговоритне 
 столько о многогранности автора, сколько о легкомыслии издательства. 
 В плане мало места уделено молодым авторам. Целой группе такихавторов 
 отведен один сборник "для начинающих". 
 "Начинающие" так же отличаются друг от друга, как и кончающие.Незачем 
 загонять их всех в особую загородку - в какой-тохлевдлямолодняка.Тем 
 более что самое слово "начинающие" наобложкеврядлиобеспечитдетской 
 книге доверие читателей и их родителей. Кто по добройволепоручитсвоего 
 ребенка начинающему врачу или начинающемупедагогу,когданасветеесть 
 более опытные. 
 Но не только молодежь оказалась в плане забытой и обделенной. 
 Нашим ребятам так нужны книжки по русской истории, их так мало, а между 
 тем издательство не отводит места в плане хорошим и полезнымкнигамТ.А. 
 Богданович ("Ученик наборного художества", "Соль Вычегодская" и др.). 
 Точно так же забыло издательство о таком талантливом писателе,какЛ. 
 Пантелеев. 
 Пантелеев и Гайдар всегда пользовались любовью детей. В детских письмах 
 к Горькому, которые мне несколько лет тому назад пришлось разбирать, эти два 
 имени встречались несчетное число раз. 
 Ребята требуют от книги острого сюжета, настоящего драматизма, юмора. А 
 детское издательство забывает именно о техавторах,которыелучшемногих 
 других способны ответить на эти требования. 
 В результате в плане сплошь да рядом находят себе место книжкировные, 
 гладкие, не внушающие педагогам никаких опасений, но зато лишенные какихбы 
 то ни было подлинных чувств и мыслей, - азапределамипланаоказываются 
 авторы, от которых можно ждать смелой, свежей, талантливой книги. 
 Этотупрекнестолькоотноситсякплану1939года,сколько к 
 деятельности издательства в целом, потому что всякийплан-ихорошийи 
 плохой - есть отражение лица издательства.

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru