Мы хорошо помним, что все настойчивые попытки Сальери "музыкуразъять,
как труп", и "поверить алгеброй гармонию" [1] оказались бесплодными.
Произведение искусства не поддается скальпелю анатома.Рассеченноена
части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань.Длятогочтобы
понять,"чтовнутри",каквыражаютсядети,нетникакойнеобходимости
нарушатьцельностьхудожественногопроизведения.Надотолько поглубже
вглядеться в него, не давая воли рукам.
Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернееуловитевыисмысл,и
поэтическую прелесть стихов.
С детства я знал наизусть стихотворение Лермонтова "Выхожуодиняна
дорогу". Лет в двенадцать - тринадцать я бесконечное число раз повторял ею и
любил до слез. Но, перечитывая эти стихи теперь,настаростилет,якак
будто заново открываю их для себя, и от этого они становятся ещезагадочнее
и поэтичнее. Только сейчас я замечаю, как чудесно соответствуют ритму нашего
дыхания сосредоточенные, неторопливые строкистемиравномернымипаузами
внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно.
Выхожу один и на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите
дыхание, будто наполняя легкие снежим и чистым вечерним воздухом.
Новедьобэтом-торовном,безмятежномдыханиии говорится в
предпоследней строфе:
...Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
В сущности, дышит не только одна эта строфа, но и все стихотворение.И
все оно поет. Как в песне, в этих стихах одна строфа подхватываетпоследние
слова другой, предыдущей строфы.
За стихом:
Жду ль чего? Жалею ли очем?... -
следует:
Уж не жду от жизни ничего я...
После строфы, кончающейся словами:
Я б хотел забыться и заснуть -
следуют слова:
Но не тем холодным сном могилы...
Эта неразрывнаяпесеннаявязькакбыподготавливаетчитателяили
слушателя к тем заключительным строчкам стихов,гдеужеивсамомделе
слышится пение:
...Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел...
Так органично связаны воединопоэтическоесодержаниеистихотворная
форма. Размер, ритм, аллитерации, рифмы, цезура служат одноймузыкальнойи
смысловойтеме.Всеэто-какбы "косвенные улики", вещественные
доказательства, подтверждающие наличие подлинных мыслей и чувств упоэтаи
позволяющие отличить автора-свидетеля от автора-лжесвидетеля.
Стихотворение кончается словами:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел...
И долго после того,какзакроешькнигу,слышишьэтотшумветвей.
Последняя строчка лирических стихов-насамомделенепоследняя:она
оставляет за собой, как эхо, долгий гул - след отзвучавшей музыки.
Стихи, окоторыхидетздесьречь,научилименявюностилюбить
лирическую поэзию. На склоне летяотнюдьнесобиралсяинесобираюсь
подвергать их разбору. Я хотел только поблагодарить поэта.
|