Самуил Маршак - Пушкин и младое племя

 
 <> 1 <> 

 Мы знали и любили Пушкина с юности. 
 Он никогда не заставлял нас смеяться громко и весело, каксмеялисьмы 
 при чтении Гоголя. Мы не плакали надним,какнадповестямиироманами 
 Достоевского. 
 Но почему-то Пушкин был нам дороже всехвлитературе.Стильегомы 
 признавали мерилом всякого стиля. 
 И при всем том он никогда не казался нам небожителем, олимпийцем. 
 С каждым годом мы открывали его для себя вновь и вновь, как быизмеряя 
 глубиной понимания пушкинскихстроксвойсобственныйрост.Ипоследним 
 звеном, сближавшим поэта с нами,былиегополныедушевнойоткрытостии 
 человечности письма. 
 Во всей нашей литературе нет человека,которогомылюбилибыболее 
 личной любовью. Недаром мы относимся к ею друзьямиврагам,какксвоим 
 собственным. 

 <> 2 <> 

 Мы знали и любили Пушкина с детства, но никогда неписалионемтак 
 много стихов и прозы, как пишут сейчас советские школьники. Может быть, иные 
 из нас и рисовали в своих школьных тетрадях портреты Пушкина иегогероев, 
 но выставку из наших рисунков нельзя было бы составить. 
 С. Я. Маршак и Р.Гамзатов.НачествованииС.Я.Маршакавдень 
 семидесятилетия в Колонном зале Дома Союзов. 1957 г. С. Я. МаршакиА.М. 
 Горький. Крым, Тессели, март 1936 г. 
 А теперь такую выставкуможнооткрытьчутьлиневкаждойшколе 
 Советского Союза. 
 В детских рисунках вы найдете и домик АриныРодионовны,ибородатого 
 Черномора, и Алеко, и Кавказского пленника. 
 Наши дети гораздосмелее,чембылимывдетстве:онинебоятся 
 сочинять, придумывать, громко говорить. Они храбро берутсязакарандашии 
 кисти. 
 Вот передо мною очень интереснаятетрадка.Круглымдетскимпочерком 
 исписановнейсверхудонизушестнадцатьстраничек.Этонеклассное 
 сочинение, а "Случайно уцелевшая часть записок Швабрина, которыеонвелв 
 тюремной камере Казанской крепости перед своею казнью в 1774 год)". 
 Автор - ленинградский школьник. 

 "...Кибитка моя медленно скользила по усыпанной снегом и едвазаметной 
 в степи дороге. Ядремал,уставотпродолжительногопути.Ямщиксидел 
 молча... Мне снился Петербург, который ятакнедавнооставил,балы,мои 
 столичные знакомые, княжна Анна... 
 Начало уже темнеть, когда мы подъехали к Белогорской крепости..." 
 Мальчик, написавший это, учится в 6-мклассе.Значит,емунеболее 
 12-13 лет. А посмотрите, как хорошоонусвоилстильпушкинскойпрозы- 
 спокойной, точной и сдержанной. Даизадача,которуюонпоставилперед 
 собой, заслуживает внимания. 
 Пушкинв"Капитанскойдочке"ведет рассказ от лица Гринева. 
 Ленинградскийшкольникпопробовалвзглянутьнатежесобытияглазами 
 соперника Гринева - Швабрира. А этоменяетвсеоценки,всеположенияи 
 характеристики. 
 И надо отдать справедливость маленькому автору: он никогда не сбивается 
 с принятого им тона.Оннезабывает,чтоШвабрин-светскийчеловек, 
 гвардейский офицер, по сравнению с которымГринев-скромныйпровинциал, 
 "дворянский недоросль", выросший в деревне. 
 Мальчик не забывает, в какое время и в какой средеживетидействует 
 герой его и Пушкина - Швабрин. Стиль "Записок" несколько архаичен(конечно, 
 в меру сил автора). 
 Вы найдете в "Записках" даже фразу, которая начинается так: 
 "Que voluez-vous! Видно, судьба предначертала мне такую жизньитакую 
 участь..." 

 <> 3 <> 

 "ЗапискиШвабрина"взятымноюизтолстойпапки,полной детских 
 рассказов, стихов, школьных сочинений. Все это посвящено Пушкину. Но не все, 
 конечно, одинаково хорошо. 
 Вот вам одно из сочинений. Автор его на целых четыре класса старше того 
 мальчика, который сочинил "Записки Швабрина". В этом году он кончает школу. 
 Юноша пишет об "Евгении Онегине". Но послушайте, как пишет! 
 "...Для спасения дворянства Пушкин хочет женить Онегина на Татьяне,но 
 внутренняя правда образов не позволила ему спасти разлагавшийся класс.Саму 
 Татьяну он, однако, не дает в обиду, - онанезаражаетсятемиэлементами 
 разложения, которые несет с собой Онегин..." 
 "..Пути Онегина и Татьяны социологически расходятся. Выпавший из своего 
 классового коллектива, одиночка Онегин пускается в"странствиебезцели", 
 вернее, в последнее странствие ("Идет на мертвеца похожий"). 
 Это естественно, так как он-представительвымиравшегодворянства, 
 последний в роде, и без Татьяны смерть - его единственнаяучасть.Татьяна, 
 наоборот, "навек"утверждаетсявсвоемклассе.Замужествоеетожене 
 случайно:генералобеиминогамистоитвсвоемклассе..." Совершенно 
 непонятно, как мог юноша лет 16-17 усмотреть в "Евгении Онегине" одни только 
 псевдосоциологические аллегории? 
 Кто научил его выдергивать и приводить в качестве цитат - к месту ине 
 к месту - отдельные строчки и даже отдельные слова поэмы ("Идет намертвеца 
 похожий")? 
 Я уже не говорю о том, что этого десятиклассника плохо обучилиграмоте 
 да и "политграмоте". 
 Хорошо, что сочинений, похожих на это,оказалосьвбольшойшкольной 
 папке немного. 
 Посчастью,средиученическихработнашихдетейрядомсунылой 
 схоластикой, воспринятой на плохих уроках словесности, попадаютсястраницы, 
 полные ума, чувства, непосредственных и горячих переживаний. 
 К юбилею Пушкина ученик 9-го класса одной из ленинградских школ написал 
 сочинение, которое называется "За чтением Пушкина". 
 ""...Я полюбил Пушкина очень недавно,вэтолето.Раньшеякего 
 произведениям относилсякак-тобезразлично,какикомножествудругих 
 писателей. 
 Но однажды случилось, что уменянесколькоднейподрядневыходил 
 довольно сложный рисунок. Как я ни бился, я никак не мог найтиошибку;это 
 меня приводило в бешенство, угнетало и отравляло на целые дни. 
 Случайно я взялкнигу,какаяпопаласьподруку,ипошелвлес. 
 Оказалось, что это были избранные сочинения Пушкина; яначалчитатьи,к 
 своему удивлению, в первый раз почувствовал всю пленительную силу, чистоту и 
 легкость стиха Пушкина. Впервые меня поразили блеск иостроумиелирических 
 отступлений, чудесные картины природы. Сколько чувства,любви,вдумчивости 
 оказалось по отношению к нейуПушкина.Какмастерски,какимискупыми, 
 подчас дажеотдельнымичертами,обобщеннымиводнозаконченноецелое, 
 рисовал он замечательные по силе и красоте пейзажи. 
 Невольно я стал сравниватьстихиПушкинасживописью,сталискать 
 ошибки в своемрисункеиувидел,чтоувлексямелочами,чтонедавал 
 обобщения. И тут в памяти моейвсплылиувиденныемноювмузеерукописи 
 Пушкина, его упорная работа над стихом, над каждым словом,егопридиркик 
 самомусебе.Вомнеподнялосьжелание борьбы, рассеялось грустное 
 настроение, - я понял: рано сдаваться, надо лепить форму, раскрывать ее так, 
 как раскрывает Пушкин образы своих героев..." 

 <> 4 <> 

 Пушкинский юбилей в нашейстране-этонеоднитолькозаседания, 
 манифестации у памятника и концерты. Это - серьезное дело, котороеначалось 
 задолго до юбилейной даты и не окончится на другой день послеторжественных 
 заседаний. Множество людей за время подготовки к столетней годовщине содня 
 гибели поэта узнало его глубже и полюбило сильнее. 
 Постараемся же, чтобы и пашамолодежьузналаиполюбиланастоящего 
 Пушкина, как тот школьник, которого Пушкин научил рисовать.

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru