Самуил Маршак - Дело геринга о поджоге

 




 I 



 Чаще всего пишут письма в редакциюангличане.Этонастоящиемастера 
 эпистолярного дела. 
 В любом номере многоколонной, убористой, невозмутимой, извекаввек 
 газеты "Тайме" вы найдете целую страницу, заполненную самыми неожиданнымии 
 разнообразными мыслями и чувствами читателей. 
 Викарий какой-нибудь Кауфордскойцерквисообщаетредакторуосвоем 
 удачном опыте разведения гиацинтов илииерусалимскихартишоков.Отставной 
 полковник напоминает о забытой 175-йгодовщинеохотничьегоклуба,членом 
 которого он состоит вот уже сорок седьмой год.Мисстакая-тоизЙоркшира 
 обращает внимание на судьбу племени Ням-Ням, досихпорнепросвещенного 
 светом истинного учения. Аледитакая-тоизЛанкаширарекомендуетвсем 
 читательницам не пить натощак кофе. 
 Все эти письма от первого до последнегословасоставленыпострогой 
 форме, начинаяслюбезногообращениякредакторуикончаягорделивым 
 названием усадьбы, замка или дома, откуда послано письмо. 
 За последнее время мне пришлось много заниматься письмами,полученными 
 в редакциях наших советских газет со всех концов Союза. 
 Нельзясказать,чтобыэтиписьмабылинаписаныповсей форме. 
 Английские викарии пишут изящнее и глаже. Но я уверен, что в количестве ив 
 разнообразии сюжетов наши письма нисколько не уступают "письмам к редактору" 
 газеты "Таймс". 
 Особенно примечательны письма одной многочисленной категории читателей, 
 которая обычно обращается к редактору "Правды" или "Известий" так: 
 _"Дядя редактор"_. 
 Или: 
 _"Дорогой дяденька редактор"_. 
 Или: 
 _"Дорогой дядя автор"_. 
 Нетруднодогадаться,что читатели, которые называют редактора 
 дяденькой, годятся по своему возрасту ему в племянники. 
 И в самом деле, в конце каждого письма обязательно стоит цифра8,10, 
 12 или 13, и эта цифра означает возраст корреспондента. 



 II 



 В этом году нам повезло.Дваждыпредставилсянамслучайузнатьиз 
 первоисточника, чем живут дети нашегоСоюза,очемонидумают,кчему 
 готовятся. 
 Казалосьбы,чтомудреноговтакойзадаче?Порасспроситепервых 
 встречных школьников, как они поживают, что поделывают, что читают, -ивы 
 сразу узнаете, кто они такие. Такобычнодумаютвзрослыелюдисдолгим 
 жизненным опытом и короткой памятью. Эти взрослые часто забывают, что онии 
 сами были когда-то детьми и что не так-то легко доверялись онивтовремя 
 расспросам первого встречного. 
 Для того чтобы ребенокзаговорилсвамиполнымголосом,искренне, 
 смело, не стыдясьнисвоихрадостей,нисвоихогорчений,-так,как 
 разговаривает он с товарищем, - вы должны либо заработать его доверие,либо 
 как-то особенно ему понравиться, до того понравиться, чтобыонвлюбилсяв 
 вас по уши. 
 Два человека добились в этом году у наших ребят и того идругого.Они 
 вызвали не одну тысячу школьников, пионеров и даже ребят из детского сада на 
 большой, серьезный разговор, слышный всему Союзу и даже за его пределами. 
 Эти люди - М. Горький и Георгий Димитров. 



 III 



 Переписка детей с Горьким уже опубликована. А о том,чтописалидети 
 Георгию Димитрову, до сих пор еще мало знают. Мнехотелосьбыпознакомить 
 читателей с этими письмами, потому что в них, как ивписьмах,полученных 
 Горьким, слышен подлинный голос наших советских ребят. 
 Горькому дети подробно писалиотом,чтооничитаютичтохотят 
 прочитать. А заодно рассказывали о себе, о своем быте, освоихжеланияхи 
 затруднениях. 
 Димитрову ребята пишут всего только на одну тему - о самом Димитрове, о 
 его революционном подвиге, о том, как они рады его пребыванию в СССР. 
 Но и в эти письма проникают мысли и факты,покоторымможноугадать 
 характер корреспондента, представить себе его деревню, город илигородишко, 
 его родителей и товарищей, почувствовать его двенадцатилетнюю удаль. 



 IV 



 Почти в каждом письме есть несколько слов, обращенных к редактору или к 
 редакции. 
 _"Я очень прошу напечатать это письмо, а если не можете напечатать,то 
 пошлите письмо по почте, а если не можете по почте, то пришлите мне адрес, я 
 сам отнесу"_. 
 Вот какие это настойчивые, корреспонденты! Даже авторылюбовныхписем 
 не могли бы с ними состязаться. Они с удовольствием взяли бынасебяроль 
 собственных почтальонов, лишьбытолькодоставитьписьмопрямовруки 
 адресату. 
 Но хорошо тем, кто живет в Москве. Изкакого-нибудьБольшогоСундыря 
 или из Гуляй-Поля письмо в Москву не понесешь. Да и по железнойдорогеего 
 не так-то просто отвезти. 
 _"Я не могу поехать в Москву_, - жалуется девятилетняя НатальяПушкина 
 из гор. Горького, - _я не знаю, на какой поезд садиться"_. 
 Зато все авторы писем уверены в том, что т. Димитров знает,"накакой 
 поезд садиться", и смело приглашают его к себе. 
 Приглашают в Ленинград, в Кременчуг, в Архангельск, в Одессу, вКривой 
 Рог, в деревню Притыкино, в Ойротию и в Красную Чувашию. 
 Если бы т. Димитров принял все эти приглашения, ему пришлось бы бросить 
 всякие дела и посвятитьближайшиетригодасвоейжизнипутешествиюна 
 пароходе, в поезде, в автомобиле, на лошадях, а кое-где и пешком. 
 _"Приезжайте к нам в гости в г. Минск, хотя бы нанесколькодней,мы 
 все хотим вас видеть - я, и мой папа, и мама, и наша работница Люся. Яхожу 
 в детский сад-нулевку"_. 
 Так пишут маленькие.Те,ктоходитужев3-йилив4-йкласс, 
 приглашают т. Димитрова не только от имени своей семьи и работницыЛюси,а 
 от всего своего звена, от всей школы, от всего города. 
 У каждого есть чем похвалиться: 
 _"Дядя Димитров, мы бы хотели, чтобы вы приехали к нам наКраммашстрой 
 и увидели, какой завод здесь построили. А пока до свиданья. ВоваКраков,9 
 лет". 
 "Можно ли т. Димитрова попросить приехать к нам в Шатуру,можнолис 
 ним лично поговорить? Если можно, то как это сделать? Мы бы егосводилина 
 нашу электростанцию. Пионеры 2-го отряда". 
 "Дядя Димитров, пишите, как вы живете, как вообще дела и все остальное. 
 ДядяДимитров,нашипионерыпросятвасприехатькнамвГуляй-Поле 
 посмотреть,какшколаработает, как колхозы к посевной кампании 
 подготовились, как наш завод работает и все остальное. Пионер Каменев". 
 "Дорогие дяди Димитров, Попов и Танев, приезжайте кнамнаКривБуд 
 (Кривой Рог) к пуску домны Комсомолки. Шура Шройфельд, 8 лет"_. 
 По этим пригласительным билетам можно отлично изучить первуюивторую 
 пятилетку. 
 Все ребята знают наизусть, чем гордится их город иликолхоз.Водном 
 письме упоминается электростанция, в другом новаядомна,втретьемвсего 
 только инкубатор, где "выводятся и воспитываютсяцыплята"игдеработает 
 мама пионерки Таси Хреновой. 
 Только в очень немногих письмах ребята пытаются заманить т. Димитрова в 
 гости не домной или нефтяным фонтаном, а красотами природы. 
 _"Я очень прошу, чтобы вы приехали к нам в Киев. Город оченькрасивый, 
 много цветов и зелени. По своим природнымбогатствамКиевберетодноиз 
 первых мест по СССР. Унасвыбыотдохнули.Ждувашегоприезда.Лепя 
 Хватов"_. 
 Когда-то семь городов спорили из-за Гомера. 
 Георгий Димитров может с полным правом сказать, что из-занегоспорят 
 77 городов и 777 колхозов. 
 Даже Большой Сундырь предъявляет на него права. 
 _"Мы просим приехать к нам в Красную Чувашию, какмыхорошоживеми 
 строим хорошие дороги...НашегоБольшогоСундыряРайисполкомпремировал 
 двумя легковыми машинами за дорожное строительство"_. 
 Кто чем, а Большой Сундырь гордится дорогами. 
 Читая это письмо, можно себе представить, как радовалисьвсесундырцы 
 от мала до велика в тот день, когда новая машина пронеслась у них первый раз 
 по новой дороге. 
 Одни москвичи и ленинградцы убеждены, что т. Димитров и без их указаний 
 знает все, что есть примечательного у них в городе, и поэтому пишут просто: 
 _"Наш адрес - Ленинград, улица Халтурина, д. 4/1, кв. 30, второйэтаж, 
 дверь направо"_. 
 Или: 
 _"Приезжайте ко мне, мне очень хочется личнопобеседоватьсвами.Я 
 ученик 2 класса. Учусь от 1 до 5 ч. Выходные дни5,11,17,23,29.Н. 
 Полоцкий 9 лет (Москва)"_. 
 В один из этих дней - 5-го, 11-го или 17-го -т.Полоцкий,очевидно, 
 будет ждать т. Димитрова у себя дома. 
 Но может ли т. Димитров обойти все московские и ленинградские квартиры, 
 в которых его ждут по выходным дням пионеры и школьники? 
 Большинство ребят не задумываются над этим вопросом. 
 Только один деловой парень лет 11 написал в редакциютакоетрезвоеи 
 обстоятельное письмо: 
 _"Просимтебя,редакция,чтобывынамустроилисвидание с т. 
 Димитровым, Поповым и Таневым. Но если нельзя, то напишите,почемунельзя. 
 Некоторые ребятишки просят, чтобы т. Димитровкнимвгостиходил.Это 
 невозможно, чтобы к каждомунаквартируходить,померетьможно.Скорей 
 помрешь, чем всех обойдешь. Вы, товарищи из редакции, устройте намсвидание 
 и объявите через газету. Мы все соберемся. Дорогая редакция, постарайся"_. 



 V 



 Начиная, примерно, с девяти - одиннадцати лет, человекищетдлясебя 
 подходящего героя. 
 У каждого времени всегда был свой детский герой исвойгеройюности, 
 образец ума, доблести, находчивости, силы. 
 Большинство ребят в прежние времена находило таких героев вроманахо 
 рыцарях или в повестях о суровых и благородных индейцах. 
 Но подумайте, что почувствовал бы двенадцатилетний школьник, если быв 
 его город прибыл собственной персоной "Последний из Могикан" {1} илиРичард 
 Львиное Сердце! 
 К сожалению, таких сюрпризов никогда не бывало.Вседетскиегероив 
 конце концов оказывались либо покойниками, либо вымыслом беллетриста. 
 Но мы живем в исключительную пору. Нашребенокможетвстретитьсясо 
 своим героем лицом к лицу. Если это не полярныйкапитанГаттерас,тоэто 
 летчик, спасавший челюскинцев, если это не Овод изроманаВойнич,тоэто 
 революционер Георгий Димитров. 
 Много месяцев следили наши ребятазавеликолепнымпоединкомГеоргия 
 Димитрова с фашистскими судьями. И, наконец, их герой победил своихврагов, 
 его вырвали из темницы и перенесли по воздуху прямо в Москву - чуть ли нев 
 объятья к его двенадцатилетним друзьям. 
 Теперь его можно встретить на московской улице, емуможнопослатьпо 
 почте письмо. И вот ученик 1 класса ГеоргийПаниотовизгородаЗапорожья 
 взволнованно и торопливо пишет: 
 _"Я все знаю, как был суд; и что ты говорил,икаквыприлетели.Я 
 знаю, что рабочие нашего города пригласили тебянаДнепрострой.Такесли 
 будешь здесь, то заходи, пожалуйста, к нам. Я так рад, дядя Димитров, чтоя 
 ношу твое имя, и буду стараться стать таким, как ты"_. 



 VI 



 Чем же завоевал Георгий Димитров всех этихребятизЗапорожья,всех 
 подростков из Большого Сундыря и Гуляй-Поля? 
 Ребята сами отвечают на это: 
 _"Товарищ Димитров, мы следили за каждым твоимсловомнаЛейпцигском 
 фашистском суде, мы чувствовали, что их замыслы оподжогеневерны.Каждое 
 твое слово на суде звучало справедливостью..."_ 
 А один десятилетний школьник, БорисКургановизВладимира,посылает 
 Димитрову чуть ли не почетную грамоту: 
 _"Я очень доволен вашей речью. Как геройскивызащищаликомпартиюи 
 своих товарищей. Вы больше защищали товарищей, чем себя самого, и не помогли 
 Герингу угрозы о смерти"_. 
 О Геринге, о фашистских судьях ребята говорятязвительно,насмешливо, 
 злорадно. 
 _"Я читала, как фашисты хотели вас обвинить и как высамиихздорово 
 крыли. Я особенно радовалась, когда вы своими вопросами выводили из терпенья 
 председателя"_. 
 Это пишет школьница 4 класса, девочка лет двенадцати, Нина Ольховская. 
 К председателю Лейпцигского суда, которого фашистскиегазетыназывали 
 "симпатичной фигурой в сединах", она относится как к своему личному врагу. 
 Но еще остреененавидятребятаподлинногоподжигателярейхстага- 
 Геринга. Димитров и Геринг стали для них главными фигурами процесса. Один- 
 коммунист, другой - фашист, один - герой, другой - провокатор. 
 _"Мне очень понравилась вашавыдержканасуде_,-пишетДимитрову 
 московский третьеклассник. - _Особенно тот момент суда, когда Герингсказал 
 вам: у меня бы рука недрогнулауничтожитьвашесуществование.-Авы 
 спокойно ему ответили: на это вы способны!"_ 
 Не один московский третьеклассник -тысячинашихребятсвосторгом 
 повторяли каждое меткое слово Димитрова на суде. 
 Сейчас, вспоминая это время, они говорят Димитрову: 
 _"Вы были нашим учителем по чтению газет. Приходя изшколы,япрежде 
 всего бросался к газете, так как я боялся, чтовасубьютилизамучаютв 
 тюрьме"_. 
 Зато какая шумная радость была у ребят, когда газетысообщилиотом, 
 что Георгий Димитров уже в Москве! 
 Каждый из ребят переживал эту радость по-своему: 
 У пионера Каменева из Гуляй-Поля "от радости сердце перестало стучать". 
 У десятилетнегоБорисаКургановаизВладимира"сердцеотрадости 
 забегало". 
 У кузнецких пионеров "сердце забилось, и по телу пробежала дрожь". 
 Я думаю, что ребята говорят о своих сердцах всерьез, анефигурально. 
 Сердца у них действительно в эти минуты бегали, стояли и прыгали. 
 Как не поверить в искренность писем, если в них рядом сторжественными 
 декларациями можно найти самые простые и наивные признания: 
 _"Дядя Димитров, когда я прочитал газету, что вы выехали в Москву, яс 
 газетой побежал к своему товарищу, но его неоказалосьдома.Ипорадио 
 передавали, когда вы приехали,нопередэтимднемнамкто-топерервал 
 провод"_. 
 Вот сколько неудач в один день! Итоварищадоманебыло,ипровод 
 перервали. 
 Но разве могут такие мелочи испортить человеку "самые счастливые днив 
 его жизни"? 
 Об этих днях лучше всего рассказывают ребята изтатарскойшколы.Они 
 пишут по-восточному, несколько цветисто, зато очень выразительно: 
 _"Мы, ученики школы села Татаро-Башмаковки, уже три дня ходимвредко 
 бывающем восторге и радости. Иногда, сами забывая, вчемдело,мызадаем 
 друг другу вопрос: почему я чувствую себявеселым?Почемууменясердце 
 прыгает в какой-то радости? И отвечаем друг другую "И уменя,иуменя!" 
 Тогда кто-нибудь из нас напоминает: "АДимитров?"Иначинаетсяпляскас 
 криками: "Приехали, вырвались, герои, молодцы!"_ 



 VII 



 Какое дело Герингу, Геббельсу, Бюнгеру {2} до того, чтодумаютоних 
 советские школьники? Разве может сколько-нибудь обеспокоитьихнегодование 
 Лени Хватова, ученика 3-го класса киевской школы, или возмущение Лиды Белоус 
 из 2-го класса краматорской школы? 
 А между тем и Лида Белоус и Леня Хватов пишут так,какбудтовыносят 
 приговор по делу Геринга о поджоге рейхстага. 
 Они обвиняют и оправдывают, утверждают и отрицают. 
 Вот их приговор по пунктам: 
 _1. "Тов. Димитров! Вы не дали обвинить германскую компартию в поджоге, 
 не испугались фашистского суда и разоблачили его перед всем миром". {Пионеры 
 завода "Шарикоподшипник", Москва.) 
 2. "Мы, пионеры, знаем, чтокомпартияиКоминтернтеррористическими 
 актами не занимаются. Мы учили этонаурокахобществоведения".(Полтава, 
 17-я школа.) 
 3. "Тов. Димитров, в споре сГерингомвынеустрашимоUмужественно 
 доказали, что он, а не коммунисты подожгли рейхстаг". (Одесса, 49-я школа.) 
 4. "Тов. Димитров, на суде вы боролись за хорошую жизнь рабочих, еще вы 
 боролись за революцию". (Тася Хренова, гор. Дмитров.)_ 
 Этот детский приговор окончателен и обжалованию не подлежит. 
 В сущности, это суд будущего поколения, суд истории. 



 VIII 



 Письмо к своемугерою-дляребятнечастноедело,аважноеи 
 ответственноевыступление.Они стараются писать как можно лучше, 
 торжественнее и умнее. 
 В некоторых случаях это приводит их к тому, что они, -подобномногим 
 неопытным ораторам и публицистам, - запутываютсявпышнойфразе.Ноони 
 выбираются из словесного лабиринта, кактолькозаговорятотом,чтоих 
 тревожит и занимает. 
 Вот начало одного из таких писем: 
 _"Многоуважаемые тт. Димитров, Попов и Танев, приветвамотучеников 
 6-й и 7-й группы Архангельской десятилетней политехнической школы. 
 Ценны вы для нас в историко-культурном процессетем,чтовыбылив 
 тяжелом положении в Германии иборолисьзаосвобождениепролетариатаза 
 границей"..._ 
 А вот конец того же письма: 
 _"Дорогие товарищи Димитров, Попов и Танев,сообщитенам,гдеделся 
 Тельман {3}, почему его не слышно. Мы за последние дни в газете не встречали 
 его имени. Пожалуйста, сообщите по адресуС.Малороссийская-Архангельская, 
 ученику 6-й группы Каяку Михаилу"_. 
 Очевидно, судьба Тельмана по-настоящему беспокоит ребят. "ГдеТельман? 
 Почему его неслышно?"-такимисловамилюдиговорятобычноосвоем 
 пропавшем товарище, о близком родственнике, который давнонешлетосебе 
 вести. 
 А ведь Тельмана никто из них и в глаза не видел. Нуженбылцелыйгод 
 тревог и волненийзасудьбучеловека,чтобыегонезнакомоеимястало 
 звучать, как имя друга. 
 В письмахребятамногорассказываютотом,какжаднождалиони 
 почтальона с газетой, как бегали к приятелям слушать радио длятого,чтобы 
 узнать последнюю судебную новость. 
 "Мы вместе с вами пережили страданьяимученья",-пишутДимитрову 
 ученики одесской 49-й школы. 



 IX 



 Что рассказывают наши ребята Димитрову о себе? 
 Тольковписьмахсамыхмаленькихупоминаетсяиногда их семья, 
 родственники, товарищи, домработница Люся. Они посылают трогательныйпривет 
 Димитрову и его маме от себя и от своей мамы. 
 Школьники говорят в письмахосвоемученье.Иговорятскакой-то 
 удивительной честностью, не скрывая даже своих плохих отметок. 
 Юра Новожилов из Москвы сообщает: 
 _"Я сейчас имею отметки больше на"удовлетворительно"потому,чтоя 
 писал очень толсто и каждая буква сливалась с другой и получалось грязно.А 
 теперь я обещаю исправиться и с лучшими пионерамиикомсомольцамистроить 
 социализм, чтобы прогнать фашизм"_. 
 Ребята не сомневаются в том,чтот.Димитровпонимаетихусловный 
 школьный язык, похожий на телеграфный код. 
 Наталья Пушкина пишет ему "Я учусь на 8х., 1 в. х. и 1уд"("Хорошо", 
 "весьма хорошо" и "удовлетворительно"). 
 А восьмилетняя Р. Пойман с Украины говорит: "Учусь на"добре",обещаю 
 учиться на "дуже добре". 
 Кое-кто из ребятпосылаетДимитровунечтовродесвоегопослужного 
 списка. 
 _"Дядя Димитров, я расскажу вам, каким я был во2-йи3-йгруппеи 
 каким я стал в 4-й группе. Когда я был во 2-й группе, то небылониодной 
 перемены, чтобы я не был в канцелярии за плохие дела (или побью кого-нибудь, 
 или ведро с водой перекину и другие дела). То же самое я делал в 3-й группе. 
 Меня в год выкидывали из школы разпять,наверно,ипринимали.Ядавал 
 обязательство больше не делать таких штук, а не выполнял. А когда яперешел 
 в 4-ю группу, я понял, что больше таких штук не надо делать, что нужносебя 
 взять в руки. Теперь я стал ударником и на доске красуюсь. Дядя Димитров,я 
 даю вам слово быть первым ударником на всю школу, какая имеет 840учеников, 
 и продолжать дело так, как вы продолжали"_. 
 Все эти сообщения о школьных успехах и неуспехах больше всего похожи на 
 военный рапорт. В рапорте все должно бытьточноичестно.Врапортене 
 должно быть утайки и прикрас. 
 _"Мы, ученики глухого уголка Ойротии, Турчатского Аймака, Гурьяновского 
 сельсовета, Айнской школы, прочитав вгазете,чтовы,товарищДимитров, 
 приехали в Москву, решили написать вам поздравительное письмо. Мы, хоть ис 
 опозданием на 22 дня, а все же узнали овашемприбытии!Насвшколе34 
 человека, 3 группы. Все мыдетиколхозниковитрудящихсяединоличников. 
 Скажем вам, как мы учимся. 
 В 1-й группе учится плохо Дмитриев КоляиЗагородневаМаня,во2-й 
 группе - Казанцева Нюра, в 3-й группе учится плохо Дьянкова Валя,Полосухин 
 Игната, Караваев Миша. Получают"неуды"понекоторымпредметамКасмынин 
 Ваня, Загороднев Ваня и Караваева Тоня. Номывам,товарищи,обещаем,в 
 честь вашего приезда к нам, подогнать по всем предметам, наблюдатьчистоту, 
 приходить в школу умытыми, чисто одетыми, свытертыминогами,загорячим 
 завтраком не шуметь, не шалить, не хулиганить"_. 
 Дальше следует еще двадцать два обещания. 
 Но какое отношение имеют все эти школьные отметки, горячиезавтракии 
 опрокинутые ведра клейпцигскомупроцессу,ктоварищуДимитровуиего 
 соратникам? 
 Такое же, какое имеет дисциплина в одномотрядекбоевойготовности 
 всей армии.

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru