|  
 Можно без преувеличения сказать, что прекрасный город над Невой создали 
 не только Петр Первый и его сподвижники, не только замечательные архитекторы 
 иоставшиесябезымянными строители-рабочие, но и Пушкин, Гоголь, 
 Достоевский, Некрасов, Александр Блок. 
 Вряд ли светилась бы так ярко Адмиралтейская игла, если бы ее не озарил 
 блеском своих стиховПушкин.Акакоевеличиеикакуюэнергиюпридали 
 пушкинские строфы вдохновенному, полномудвиженияпамятникунаСенатской 
 площади! 
 Набережные и улицы, по которым ночью скакал Медный всадник и гналсяза 
 богатыми санямипризракбедноючиновникаБашмачкина,Невскийпроспект, 
 навсегда неразлучный с "Петербургскими повестями"Гоголя,сталивравной 
 степени достоянием нашей истории и нашей поэзии. 
 И совсем другой город - иного времени -встаетпереднамивстихах 
 Некрасова. 
 Огни зажигались вечерние, 
 Выл ветер и дождик мочил, 
 Когда из Полтавской губернии 
 Я в город столичный входил {1}. 
 Это - тот Питер, где толкутся перед тяжелойдубовойдверьюпарадного 
 подъезда ходоки, пришедшие из деревни за правдой, где на Сенной площади бьют 
 кнутом крестьянку молодую; это - город промышленных хищников,акционерови 
 биржевых маклеров, типографских наборщиков,извозчиков,рассыльных,город 
 балетных феерийивоенныхпарадов...Нетехблистательныхистройных 
 парадов, которые пленяют нас в стихах Пушкина: 
 Люблю воинственную живость 
 Потешных Марсовых полей, 
 Пехотных ратей и коней 
 Однообразную красивость, 
 В их стройно зыблемом строю 
 Лоскутья сих знамен победных, 
 Сиянье шапок этих медных, 
 Насквозь простреленных в бою {2}. 
 УНекрасованесияютмедныешапки,"киверанеблестят". Парад 
 происходит у него при самой ненастной, промозглой питерской погоде: 
 На солдатах едва ли что сухо, 
 С лиц бегут дождевые струи, 
 Артиллерия тяжко и глухо 
 Подвигает орудья свои {3}. 
 Да и Пушкин, создавая образ северной столицы, видел не только ееблеск 
 и стройность. Он писал: 
 Город пышный, городбедный, 
 Дух неволи, стройный вид, 
 Свод небес зелено-бледный, 
 Скука, холод и гранит... {4} 
 Эта двойственность образа проходит через всю дореволюционную поэзию. 
 В памяти старших поколений еще живет Петербург -ПетроградАлександра 
 Блока: 
 Вновь оснеженные колонны, 
 Елагин мост и два огня. 
 И голос женщины влюбленной. 
 И хруст песка и храп коня... {5} 
 А рядом с этим поэтическим Петербургом возникает суровый образ военного 
 Петрограда четырнадцатого года,ужеовеянныйпредчувствиемнадвигающейся 
 бури. 
 Петроградское небо мутилось дождем, 
 На войну уходил эшелон. 
 Без конца - взвод за взводом и штык за штыком 
 Наполнял за вагоном вагон {6}. 
 Отэтихстиховидетужепрямаятропак завьюженным переулкам 
 "Двенадцати", к тем настороженным, опустелым улицам,покоторымшагаетв 
 поисках притаившегося врага патруль: 
 Революцьонный держите шаг! 
 Неугомонный не дремлет враг! {7} 
 Со всей силой, на какую способен подлинный поэт революции, запечатлел в 
 своихчетких,резких,какпулеметнаяочередь,строчкахживуюхронику 
 Петрограда семнадцатого года Владимир Маяковский: 
 И снова 
 ветер, 
 свежий, крепкий, 
 валы 
 революции 
 поднял в пене. 
 Литейный 
 залили 
 блузы и кепки. 
 "Ленин с нами! 
 Да здравствует Ленин!" {8} 
 В краткой и беглой статье невозможно, конечно,охватитьвсето,что 
 внесла в нашепредставлениеоПитере-Ленинградесовременнаяпоэзия. 
 Ленинграду-строителю и Ленинграду-воинупосвящалистихивсенашилучшие 
 советские поэты, свидетели и участники его титанического мирного труда,его 
 беспримерного боевого подвига. 
 Этот строгий и величавый город, дышащий морем, город труда,искусства, 
 науки, навсегда останется славойнашейстраныинеиссякающимисточником 
 вдохновения для поэтов.
 |